Хаю хай с вами… хидденвин! Сегодня вспомнил, что у меня в закромах лежит корявенький, нигде не публиковавшийся и сделанный пару лет назад перевод первой части материала про наследие Кенджи Ино (простите, несмотря на то что учил японский, я не мастер переводить имена). В частности- про хоррор D No Shokutaku. Учитывая то, что игра в начале месяца вышла в GOG под названием D: The Game, было бы неплохо рассказать интересующимся об ее истории.
Сам я лет 12-13 назад невесть где добыл эту игру в комиссионке на PS1 (3 диска!) и проходил с друзьями. Пару лет назад перепроходил (уже с другими друзьями) — игра конечно в наше время и впрямь кривоватая, но даже учитывая это 2 часа на нее потратить совсем не жалко.
В дальнейшем может быть переведу и остальные материалы про WARP, там очень много интересного.
Студия WARP, Кенджи Ино и наследие D
Кенджи Ино – это своего рода легенда. Не менее легендарна и его студия, WARP, на счету которой всего 8 игр. Цифра, впрочем, ощутимо увеличится, если взять в расчет различные переиздания и отмененные проекты. Но до западных игроков из этих 8 игр добралось лишь 4, и все они как на подбор, изначально появлялись не на самых популярных платформах – 3DO, Saturn, так и не увидевшая свет Panasonic M2 и в конце концов, Dreamcast. Причиной тому, наверное, непростой характер Кенджи Ино: известен случай, когда он устроил для Sony «сюрприз» на одном из их мероприятий для прессы. Во время выступления Ино, логотип Playstation на экране медленно «трансформировался» в логотип Sega, тем самым свидетельствуя об новоиспеченном союзе Ино и Sega, и ошарашивая как публику, так и представителей Sony.
Сегодня популярно жаловаться на то, что в видеоиграх по прежнему остается много незатронутых тем и пространства для экспериментов. Но почти 20 лет назад WARP, изначально специализировавшуюся на паззлах и симуляторах маджонга, эти самые нераскрытые темы и эксперименты очень сильно привлекали. Позже это и вылилось в характерный почерк WARP. Возможно, это и погубило компанию, не проработавшую и десятка лет. Но за тот короткий период существования (с 1994 по 1999) Ино и его команда, ни много ни мало, раздвинули границы жанра survival horror, и во многом были первооткрывателями таких феноменов как насилие и секс в играх (даже если приходилось делать это в обход цензуры, но об этом чуть позже). Семейный каннибализм, механические вагины, презерватив в качестве бонуса к коробке с игрой – все это и многое другое ставят Кенджи Ино в один ряд с Swery65 или Suda 51, эталонными примерами причудливых японских геймдизайнеров.
Выпущенный для 3DO паззл Trip’D, в духе сериала Puyo-Pop не представляет особого интереса. Все таки свою небольшую славу на Западе студия WARP получила за счет игр серии «D»: D No Shokutaku, Enemy Zero и D2, которая изначально разрабатывалась для Panasonic M2, и в конце концов выпущенная на Dreamcast. Игры серии не были связаны между собой ничем, кроме имен главных героев, и в наши дни (кроме, разве что, D2) играются с большим трудом. Но они по прежнему интересны как с точки зрения своего вклада в видеоигры, так и благодаря необыкновенному синтезу игровой механики с сюжетом.
D (D No Shokutaku). 1995
Корни первого известного проекта от WARP – «D» (D No Shokutaku) растут с FMV-адвенчур, наподобие 7th Guest. В ней же впервые появляется Лаура – протагонист всех последующих игр от WARP. Игра, выпущенная изначально на 3DO, впоследствии была портирована на Saturn, PS1, и в конце концов, даже на PC. К моменту релиза «D No Shokutaku» была неплохо освещена в игровой прессе, однако в Sony почему-то не уделили ей должного внимания и выпустили весьма ограниченным тиражом, что стало причиной редкости версии для PS1.
Положа руку на сердце, по сегодняшним меркам «D» малоиграбельна, и ее лучше всего описывает фраза «2 часа неторопливых похождений по средневековому замку». Цифра, кстати, взята не случайно – в игре действует ограничение в 2 часа реального времени, не уложившись в которые, прохождение нужно начинать заново. Несмотря на это, игра довольно легко проходится с 1го раза – головоломок в ней не так много и они не особо сложны. Как и все игры, «D» стоила 60$, и несмотря на менее чем 2 часа геймплея, цена в свое время оправдывалась тем, что «D» это больше фильм, чем игра.
История в игре довольно запутанная, и начинается с интригующего вступления. Главную героиню, Лауру Харрис вызывает полиция. Причина тому – главврач одного из госпиталей Лос Анджелеса и, по совместительству, отец Лауры, который сошел с ума, забаррикадировался в госпитале и убил всех кто был внутри. Лаура, желающая разобраться, в чем же причина, заходит внутрь госпиталя и сразу нактыкается на последствия устроенной отцом резни. Как только двери за ней закрываются, внезапно для себя Лаура переносится в другую реальность, напоминающую средневековый замок.
![]() |
![]() |
С этого момента и начинается игра. Управление напоминает большинство адвенчур от 1 лица тех времен – игрок выбирает направление куда следовать, после чего смотрит FMV-сценку как Лаура медленно проходит туда, и в конце концов сталкивается со статичным CG-фоном с интерактивными объектами и необходимыми для прохождения предметами. Следующие 2 часа игроку предстоит провести в поисках подсказок, решениях несложных пазлов и неторопливом бэктрекинге.
В игре 3 концовки, а сюжет в основном подается многочисленными флэшбеками, действие которых проходит еще до событий игры. Лучше всего причину такой подачи сюжета Кенджи Ино объяснил в интервью с порталом 1UP:
Когда я взялся за разработку «D», у меня не было никаких идей для сюжета. Более того, когда вся остальная игра была почти готова, до ее полной готовности оставалось лишь добавить сюжетные ролики. В «D” присутствовали темы каннибализма, находившиеся в то время под строжайшим запретом. Отказываться от этих идей я не хотел, а потому, пришлось импровизировать. Чтобы эти сцены оставались в игре, пришлось сохранить их в строжайшем секрете. А для того чтобы они прошли цензуру, я пошел на ухищрения при отправке игры в печать: было такое правило, что при слишком позднем предоставлении мастер-диска, его остается только передавать лично. Я специально отправил мастер-диск с зацензуренной версией на печать поздним вечером, таким образом намеренно опаздывая. При таком раскладе тираж не успевали отпечатать, и все что мне оставалось – соблюсти то самое правило и отправиться в США, чтобы лично передать диск в руки. Так я и сделал – взял мастер-диск для 3DO с неотредактированной версией и на ближайшем самолете отправился в США. Таким образом, я отдал в производство вместо отцензуренной версии именно его.
Полная версия этого интервью проливает свет на многие факты из разработки «D». Например то, что изначально проект разрабатывался как обыкновенная адвенчура, каннибализм и насилие добавили как раз для того чтобы сделать проект необычным и выделяющимся.
В конце игры выясняется, что Лаура и ее отец – потомки Дракулы, нуждающиеся в человеческой плоти и со временем перестающие скрывать свою истинную сторону. В финальных минутах «D No Shokutaku» Лаура встает перед выбором: позволить отцу съесть себя, тем самым завершив его превращение в Дракулу. Второй вариант — застрелить его и оборвать ритуал, вернувшись в реальный мир наедине с трупом отца.
![]() |
![]() |
Несмотря на некую популярность в узких кругах, первая часть «D» на сегодняшний день мало чем привлекает: несмотря на жестокую историю с каннибализмом, игра не выделяется ничем таким, что заставило бы играть в нее в наше время. Ну, если вы конечно не особая порода фаната Кенджи Ино. В противном случае прохождение лучше посмотреть на YouTube.
Чуть позже релиза оригинальной версии на 3DO, эксклюзивно для Японии вышел режиссерский вариант игры под названием D’s Dner: The Director’s Cut. Отличался он несколькими дополнительными сценами а также диском с саундтреком игры за авторством самого Кенджи Ино.
Оригинал: http://www.hardcoregaming101.net/warp/warp.htm
John Szczepaniak, 28.11.2010